Переход на КЭДО: законодательные аспекты и нюансы
В этой статье расскажем, как реализовать кадровый электронный документооборот на предприятии в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Разберем юридические нюансы и нововведения, которые важно учитывать при переходе на КЭДО.
В ежедневной рутине не у всех руководителей и кадровых специалистов хватает времени на поиск, изучение узкоспециализированной информации о правовых аспектах в кадровом электронном документообороте, а затем и отслеживание ее обновлений. Благодаря этой статье вы будете во всеоружии: мы поможем вам разобраться в тонкостях актуальной законодательной базы в сфере КЭДО.
Содержание статьи:
Законодательная база в сфере КЭДО
На сегодняшний день в Российской Федерации активно формируется нормативно-правовая база для кадрового ЭДО. С 2017 по 2020 гг. Министерство труда и социальной защиты РФ проводило несколько кадровых экспериментов для работодателей — электронная проверка кадровых документов и обмен кадровыми документами. В ходе данных экспериментов компании-участники подтвердили прогнозы — внедрение электронного кадрового документооборота в России показало значительное ускорение кадровых процессов и в целом деятельности компании.
Благодаря принятым в ноябре 2021 года поправкам в ТК РФ (№377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ») и Федеральному закону №407-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ в части регулирования дистанционной (удаленной( работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» разрешено работать с кадровыми документами в электронном виде, без дублирования документов на бумажном носителе. В Трудовой кодекс РФ добавили новые статьи — ст. 22.1 «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений», ст. 22.2 «Порядок введения электронного документооборота и приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот», ст. 22.3 «Взаимодействие работодателя и работника посредством электронного документооборота», согласно которым создавать, подписывать, использовать и хранить трудовые документы можно в электронном виде. В целом переход КЭДО — это право, а не обязанность для работодателя и работника. Организация вправе сама определиться в необходимости перехода на кадровое ЭДО. Работодатель может не внедрять КЭДО, а работник может отказаться, даже если работодатель его внедрил.
Практически все кадровые документы можно перевести в электронный вид за исключением следующих — акт о несчастном случае на производстве, приказ об увольнении, документы, подтверждающие прохождение инструктажа по охране труда, трудовые книжки, если сотрудник не отказался от бумажной формы (трудовую книжку можно переводить в электронный вид только с согласия работника). В этом случае закон обязывает дублировать на бумаге данные экземпляры. Остальные же документы могут подписываться с помощью электронной подписи в соответствии с ФЗ от 22 ноября 2021 года № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Такие документы считаются юридически значимыми, как и их бумажная версия согласно ст. 6, 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Кроме того, с массовым переходом на дистант у специалистов кадровой службы появился совершенно новый пласт работы с удаленными сотрудниками. А это дополнительные расходы на логистику. Поскольку иногда из-за допущенных ошибок HR-специалисту приходится отправлять работнику документы несколько раз. Разумеется, что в электронном формате это делать удобнее, быстрее и комфортнее. Кадровый электронный документооборот обеспечивает контроль, безопасность, прозрачность процессов, исключает риск ошибки. А электронный обмен документами можно вести со всеми сотрудниками компании, в том числе с работниками, которые трудятся удаленно. Для этого необходимо заручиться их согласием на переход к электронному ведению документов (ч. 1 ст. 22.1, ч. 5 ст. 312.1 ТК РФ).
С 1 марта 2023 года будут доступны единые требования к составу и форматам электронных документов (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 2021 года №377-ФЗ).
Виды электронной подписи
Перед тем, как перейти на кадровый ЭДО, необходимо приобрести электронную подпись (ЭП). Она является аналогом рукописной подписи, содержит информацию о личности владельца и придает документам юридическую значимость. При этом следует учитывать, что электронная подпись по сравнению с рукописной может идентифицировать как физлицо и индивидуального предпринимателя, так и сотрудника юрлица.
Согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», существует три разновидности ЭП:
- Простая электронная подпись (ПЭП). Используется для подтверждения личности (это логин/пароль, код из СМС и подобные формы, удостоверяющие личность), однако не гарантирует неизменность текста документа после его подписания — в него могут быть внесены правки. Применение ПЭП как юридически значимой ЭП возможно только при наличии соответствующего соглашения с участниками совершаемого электронного обмена.
- Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП). Необходима сотруднику компании для подписания трудовых договоров, заявлений, служебных записок и других документов. По закону № 63-ФЗ документ, подписанный НЭП, заменяет бумажный только в случаях, оговоренных законом, или по согласию сторон (создается соглашение о юридической значимости этой подписи). В ином случае необходим бумажный оригинал документа.
Сгенерировать УНЭП можно прямо внутри системы ELMA КЭДО: сотрудник подтвердит заявление на выпуск цифровой подписи через «Госуслуги» и получит доступ к сертификату подписания по SMS. Такой способ не требует длительной авторизации и больших финансовых затрат, при этом он полностью легитимен.
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Юридически равнозначна собственноручной подписи. Необходима руководителям компании, назначенным лицам от его имени и кадровикам, как минимум для сдачи налоговой отчетности и оформления УПД, а также для подписания практически всех разрешенных документов в КЭДО со стороны работодателя. УКЭП выдают исключительно в специальных удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию.
Переход на кадровый ЭДО экономит не только значительную часть ресурсов компании — бумагу, время сотрудников компании, финансы, но и способствует оптимизации работы всех сотрудников компании, начиная от ТОП-менеджмента и заканчивая кадровой службой и работниками организации. Кроме этого, преимуществом КЭДО становится переход на новый этап цифровизации бизнеса. По плану цифровой трансформации Правительством Российской Федерации намечен курс на переход к современному и продвинутому взаимодействию в электронном формате. Указания по цифровизации зафиксированы в документе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому к 2024 году планируется полностью избавиться от бумажных носителей и перейти на электронные платформы.
По сути в КЭДО схема работы та же, что и в бумажном кадровом делопроизводстве, за исключением одного нюанса — подписывать документы можно из любой точки мира без использования бумажных носителей и услуг курьеров. Именно по этой причине кадровый электронный документооборот является самым удобным форматом ведения документации при дистанционной работе.
На первый взгляд кажется, что все легко и просто: КЭДО — удобное решение для быстрого обмена документами и коммуникации с сотрудниками. Однако для его внедрения необходимо учитывать множество нюансов. Мы позаботились о максимально комфортном переходе бизнеса на кадровый ЭДО, реализовав новое решение ELMA КЭДО. Взаимодействие работника с системой возможно из любой точки мира, поэтому для оформления кадровой процедуры совсем не обязательно посещать офис, а для специалистов кадровой службы реализована интеграция КЭДО с 1С:ЗУП для автоматической передачи данных по штатному расписанию и сотрудникам, чтобы не заносить эту информацию вручную. Переход на кадровый электронный документооборот удобен абсолютно для всех сотрудников компании — ТОП-менеджмента, специалистов кадрового отдела и работников организации, а с точки зрения компании выгоден в финансовом плане, поскольку обеспечивает экономию ресурсов работодателя.
Скачать простое и удобное решение ELMA КЭДО для быстрого обмена документами.
Как перейти на КЭДО?
Какие документы необходимо разработать, чтобы выдать электронную подпись сотрудникам компании и перейти на кадровый электронный документооборот? Начнем с того, что перейти на КЭДО может любой работодатель как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. При этом абсолютно не имеют значения ни сфера деятельности, ни объем штата.
Для того, чтобы перейти на КЭДО, необходимо выполнить несколько шагов:
- Определиться с документами кадрового делопроизводства, которые планируется перевести в электронный вид в первую очередь. Подготовка описания функционирующих в компании кадровых процессов и перечня документации, подлежащей переходу на цифру.
- Анализ законов в сфере трудовых отношений. Каждый кадровый документ необходимо соотнести с рядом важных параметров — требования к подписи, к срокам хранения и т.п.
- Разработка локальных нормативных актов, которые будут содержать правила перехода на КЭДО и регламентировать электронное взаимодействие. Перечень документов: положение об ЭДО, внесение корректировок в трудовой и коллективный договор. Решение руководителя о переходе на цифровые кадровые документы оформляют отдельным распоряжением. Согласно ч. 2 ст. 22.2 Трудового кодекса РФ в приказ на кадровый ЭДО следует включить следующие данные:
- сведения об информационной системе работодателя, с помощью которой будет осуществляться кадровый ЭДО;
- перечень документов и категорий работников, которые будут участвовать в КЭДО;
- лицо, ответственное за переход на КЭДО.
- Уведомление сотрудников о переходе на новый формат кадрового электронного документооборота с целью получить их согласие на использование. Согласие необходимо получить абсолютно от каждого работника, который состоял в штате компании на 31 декабря 2021 года. Если трудовой договор с сотрудниками заключен после этой даты, то их не надо уведомлять об использовании КЭДО и получать согласие.
Важно: отказ сотрудника от перехода на КЭДО никак не может повлиять на решение работодателя о приеме на работу кандидатов. Кроме того, по этой причине нельзя уволить сотрудника. - Выдача и получение работниками электронных подписей — простая или усиленная. О видах электронной подписи рассказали выше.
- Выбор подходящего сервиса для перехода на КЭДО. На рынке представлено огромное количество решений подобного рода. Для выбора оптимального варианта следует провести сравнительный анализ.
- Внедрение КЭДО и его тестирование.
- Запуск решения.
Максимально быстро и удобно осуществить переход на КЭДО можно с помощью нового решения ELMA КЭДО, которое имеет интеграцию с 1С:ЗУП и создано для автоматизации кадрового документооборота — трудоустройство сотрудников, оформление заявлений и приказов и др.
Как работает решение ELMA КЭДО — подробно рассмотрели в статье «Переход на электронный кадровый документооборот в 2022 году».
Вывод
Подводя итоги, важно отметить, что перед выбором и внедрением подходящего решения необходимо тщательно изучить правовые аспекты в КЭДО, поскольку есть юридические нюансы и нововведения, которые важно учитывать при переходе на электронный кадровый документооборот. Наше решение ELMA КЭДО — простая и удобная СЭД для трудовых отношений и перевода кадровых процессов в электронный формат, которая не только упростит взаимодействие с сотрудниками, но и ускорит подпсиание документов. Соответствует тренду дистанционной работы, отвечает потребностям территориально-распределенных компаний.
Переведите работу отдела кадров в удобный формат и повысьте производительность с помощью кадрового ЭДО на ELMA365. Получите тестовый доступ к решению!
Начните работу в ELMA КЭДО прямо сейчас!
1 июля